Типовые схемы управления электрическими двигателями постоянного тока
· Пуск в ход двигателей постоянного тока
В начальный момент пуска в ход якорь двигателя неподвижен, противо-ЭДС равна нулю (Е=0). При непосредственном включении двигателя в сеть в обмотке якоря будет протекать чрезмерно большой ток Iпус=U/Rя
. Поэтому непосредственное включение в сеть допускается только для двигателя очень маленькой мощности, у которых значение падения напряжения в якоре относительно большое и изменения тока не столь велики.
В машинах постоянного тока большой мощности падение напряжения в обмотке якоря при полной нагрузке составляет несколько процентов от номинального напряжения, т.е.
IRя=(0,02—0,01)U.
Следовательно, пусковой ток в случае включения двигателя в сеть с номинальным напряжением во много раз превышает номинальный.
При пуске в ход для ограничения пускового тока используют реостаты, включаемые последовательно с якорем двигателя.
Пусковые реостаты представляют собой проволочные сопротивления, рассчитываемые на кратковременный режим работы, и выполняются ступенчатыми, что дает возможность изменять ток в якоре двигателя в процессе пуска его в ход.
Схема двигателя параллельного возбуждения с пусковым реостатом показана на рис.24.
Рис.24
Пусковой реостат этого двигателя имеет три зажима, обозначаемые буквами Л, Я, Ш
. Зажим Л
соединен с движком реостата и подключается к одному из полюсов рубильника (к линии). Зажим Я
соединяется с сопротивлением реостата и подключается к зажиму якоря. Зажим Ш
соединен с металлической шиной, помещенной на реостате (шунт). Движок реостата скользит по шине так, что между ними имеется непрерывный контакт. К зажиму Ш
через регулировочный резистор Rрприсоединяется обмотка возбуждения. Другие зажимы якоря и обмотки возбуждения соединены между собой перемычкой и подключены к другому полюсу рубильника, включающего двигатель в сеть. При пуске в ход включается рубильник и движок реостата переводится на контакт 1
, так, что последовательно с якорем соединено полное сопротивление реостата ПР
, которое выбирается таким, чтобы больший ток при пуске в ход Imax
не превышал номинальный ток более чем в 1,7¸
2,5 раза, т.е. Rn=(U/Imax)—Rя
. При включении двигателя в сеть по обмотке возбуждения также проходит ток, возбуждающий магнитный поток. В результате взаимодействия тока в якоре с магнитным полем полюсов создается пусковой момент. Если пусковой момент окажется больше тормозного момента на валу двигателя (Мпуск>Мт)
, то якорь машины придет во вращение.
Когда ток в якоре уменьшится до небольшого значения Imin
, движок пускового реостата переводится на контакт 2
, при этом сопротивление реостата уменьшится на одну ступень. Ток в якоре снова возрастет до значения Imax
, а с увеличением тока в якоре возрастет вращающий момент, вследствие чего частота вращения ротора вновь увеличится. Переключая движок реостата, сопротивление пускового реостата постепенно (ступенями) уменьшается, пока оно полностью не будет выведено (движок реостата на контакте 5
), и в рабочем режиме ток и частота вращения якоря принимают установившиеся значения.
При отключении двигателя от сети металлическая шина пускового реостата должна быть соединена с зажимом 1
. Это необходимо для того, чтобы не было разрыва цепи обмотки возбуждения, имеющий значительную индуктивность. Кроме того, движок пускового реостата переводится на холостой контакт 0
, и рубильник отключается.
Другие статьи по теме
ТЭС промышленных предприятий. Расчет турбины
1. Турбина ПТ -
135/165 - 130 /15
2. Расход острого
пара: D0 = 750 т/ч (или
208,333 кг/с);
3. Расход пара
внешнему потребителю: Dп = 295 т/ч (или
81,944 кг/с);
4. Отпуск тепла на
отопление: Qот = 130 МВт;
5 ...
Роботизация и применение промышленных роботов
Промышленная
робототехника является одним из новых направлений автоматизации
производственных процессов, начало развития, которого в нашей стране относится
к последнему десятилетию. Комплексный подход к решению
технико-э ...