Обслуживание и ремонт электрических двигателей
· Общие сведения
Для поддержания длительной работоспособности электрических двигателей большое значение имеет их техническое обслуживание в межремонтные периоды. К техническому обслуживанию допускается дежурный персонал цеха, участка, в обязанности которого входит следить за температурным режимом двигателя, состоянием его щеточного контакта, коллектора и контактных колец, вибрацией, состоянием подшипников и их смазки. Приостановке оборудования для профилактических работ дежурный персонал продувает машины сжатым воздухом, осматривает состояние муфт, проверяет крепление болтов, наличие смазки в подшипниках, зачищает коллектор и контактные кольца, проверяет работу щеткодержателей, состояние изоляции и осматривает заземляющие устройства, устанавливает щетки в нейтральное положение и прочищает вентиляционные каналы.
· Контроль температурного режима двигателей
Электрические двигатели в зависимости от класса изоляционного материала имеют различные предельно допустимые превышения температуры (от 60º до 90º), при температуре окружающей среды 40ºС. Перегрев электрического двигателя опасен в первую очередь для обмоток, что приводит к сокращению их срока службы, а иногда и к аварии машины.
Нагрев электрической машины зависит от нагрузки и режима работы. Основной причиной перегрева является перегрузка электрического двигателя по току, которая при длительном режиме определяется контрольным замером тока в цепи статора для эл./двигателей переменного тока и в цепи якоря в эл./двигателях постоянного тока. Двигатели которые работают в повторно-кратковременном режиме, имеют постоянно изменяющийся ток, поэтому оценить их загрузку по щитовым приборам невозможно. В этом случае проводят осцилографирование тока на специальных приборах, определяя эквивалентное значение тока за цикл работы механизма. Перегрев двигателя при его нормальной загрузке возможен из-за ухудшения охлаждения или при увеличении температуры окружающей среды выше 40ºС.
Нагрев двигателя определяют термометром или специальными встроенными приборами, устанавливаемых на двигателях мощностью более 100кВт. При отсутствии таких приборов нагрев двигателей проверяют на ощупь рукой. Если очень горячо, измеряют переносным термометром, лучше спиртовым, не имеющим погрешностей в магнитном поле. Активную часть термометра плотно обертывают алюминиевой фольгой и прижимают к месту измерения на поверхности двигателя, а сверху место изоляции накрывают теплоизоляционной ватой.
· Неисправности, выявление дефектов, ремонт и обслуживание электродвигателей.
Ниже приведены (Таблицы2-5) основные неисправности электродвигателей переменного (асинхронных) и постоянного тока, возможные причины и способы их выявления. Также приведены (Таблицы6-7) требования к разборке электродвигателей и сведения по их надзору и уходу.
Таблица2:Неисправности трехфазных асинхронных двигателей и способы их выявления
Характер неисправности |
Возможная причина |
Способ выявления |
Двигатель не запускается без нагрузки |
-Обрыв (в одном из проводов) питающей линии -Обрыв в одной из обмоток фаз статора двигателя (при включении «звездой») |
Проверить напряжение линии (линейные напряжения Uлин.) Проверить предохранители или ток в питающих проводах или сопротивление обмоток фаз |
Двигатель не развивает номинальную частоту вращения и гудит |
-Одностороннее притяжение ротора вследствие износа подшипников, перекоса подшипниковых щитов или изгиба вала |
Проверить зазор между статором и ротором |
Двигатель останавливается при увеличении нагрузки. Пусковой или максимальный момент недостаточен. |
-Понижение напряжения сети -Включение фаз обмотки звездой вместо треугольника -Обрыв в одной из фаз статора двигателя (при включении фаз треугольником) -Межвитковое замыкание в обмотке статора -Обрыв или распайка в обмотке ротора -Неисправный пусковой реостат -Перегрузка |
Проверить Uлин. Проверить схему соединения обмоток Проверить сопротивление обмоток фаз То же Проверить ток к.з. (фазный ротор) Проверить исправность реостата Проверить нагрузку |
Двигатель дает пониженное число оборотов в минуту |
-Пониженное Uсети. -Повышенное сопротивление обмотки ротора в результате: -распайки, плохой заливки, трещин в стержнях и кольцах к.з. ротора -Неисправности колец, щеток (фазный ротор) |
Проверить Uсети. Проверить ток короткого замыкания Осмотреть кольца, щетки |
Двигатель не развертывается (застревает при малых оборотах ротора), гудит |
-Обрыв в обмотке ротора или цепи кольца, неисправность короткозамыкающего механизма (фазного ротора) неисправность пускового реостата -Обрывы в нескольких стержнях или замыкающих кольцах короткозамкнутого ротора -Перевернута фаза обмотки статора |
Проверить сопротивление фаз обмотки ротора и пускового реостата Проверить ток короткого замыкания Проверить ток в питающих проводах; маркировку концов обмотки |
Двигатель приходит во вращения при разомкнутом фазном роторе |
-Межвитковое замыкание в роторе -Перекрытии между стержнями ротора при пуске |
Проверить магнитным ярмом Осмотреть лобовые части и головки стержней |
Повышенный нагрев статора |
Повышенный ток в обмотках статора в результате: -обрыва в одном из трех проводов питающей линии в цепи статора -повышенного или пониженного напряжения в сети -перегрузки -межвиткового замыкания в обмотке статора, замыкания между обмотками фаз |
Проверить предохранители, а также U между фазами, замерить ток в цепи Проверить напряжение (U) между фазами питающей линии То же Проверить: ток в питающих проводах, изоляцию обмоток, сопротивление обмоток |
Перегрев ротора |
-ухудшение вентиляции Повышенный ток в роторе в результате: -пониженного Ucети -перегрузки -распайки соединений |
Прочистить вентиляционные каналы Проверить Uлин., Проверить нагрузку Проверить места пайки |
Значение тока, потребляемого двигателем, периодически колеблется |
Обрыв в роторе |
Проверить ток короткого замыкания |
При включении срабатывает защита (большой ток) |
-перевернута фаза обмотки статора -соединение фаз обмотки статора в треугольник вместо звезды -замыкание обмоток на корпус или между собой |
Проверить маркировку концов обмотки Проверить схему соединения обмоток Проверить изоляцию обмоток на корпус и между собой |
Перегрев подшипников |
Отсутствие смазки. Загрязненная смазка. Неподходящий сорт смазки. Износ подшипника. |
Промыть заменить смазку. То же. Заменить. |
Механические колебания двигателя |
Небаланс ротора, большая осевая игра ротора Износ скользящих подшипников |
Проверить балансировку Проверить зазор в подшипниках и их установку. |
Другие статьи по теме
Ультразвуковой датчик уровня
Звук с частотой превышающий диапазон восприятия человеком
(обычно 20КГц), называется ультразвуком. В ультразвуковом неразрушающем
контроле и толщинометрии используются звуковые волны в диапазоне от 100КГц до
50МГц.
Целью ...
Устройство газопровода. Прокладка газовой сети
Преимущества
газа по сравнению с другими видами топлива: Полнота сгорания, высокий КПД
газового оборудования, отсутствие дыма и копоти, Возможность транспортировать
их на большие расстояния, низкая стоимость.
Однако
на ряду с ...