Метод контрольных вопросов.
Метод контрольных вопросов является одним из методов психологической активизации творческого процесса. Цель его - с помощью наводящих вопросов подвести к решение задачи. Списки таких вопросов предлагались различными авторами с 20-х годов нашего столетия. Суть метода состоит в том, что изобретатель отвечает на вопросы, содержащиеся в списке, и в связи с ними рассматривает свое задачу. широко универсальные вопросники, составленные А.Осборном, Т. Эйлоартом, Д.Пирсоном и другими. Они состоя? из различного числа вопросов За рубежом чаще пользуется вопросником, разработанным А.Осборном содержащим 9 групп вопросов.
1 Какое новое применение техническому объекту вы можете предложить? Возможны ли новые способы применения? Как модифицировать известные способ» применения?
2. Возможно ли решение изобретательской задачи путем приспособления, упрощения, сохранения? Что напоминает вам данный технический объект? Вызывает ли аналогия новую идею? Имеется ли в прошлом аналогичные проблемные ситуации, которые можно использовать? Что можно скопировать? Какой технический объект нужно опережать?
3. Какие модификации технического объекта возможны? Возможна ли модификация путем вращения, изгиба, скручивания, поворота? Какие изменения назначения (функции), цвета движения, запахи, формы, очертания возможна? Другие возможные изменение?
4. Что можно увеличить в техническом объекте? Что можно присоединить? Возможно ли увеличение времени службы, воздействия? Увеличить частоту, размеры, прочность? Повесить качество? Присоединить повив ингредиент? Дублировать? Возможна ли мультипликация рабочих «дементов или всего объекта? Возможно ли преувеличение, гиперболизация элементов или всего объекта?
5. Что можно в техническом объекте уменьшить? Что можно заменить? Можно ли что-нибудь уплотнить, сжать, сгустить, конденсировать, применить способ миниатюризации, укоротить, сузить, отделить, раздробить?
6. Что можно в техническом объекте заменить? Что, сколько замещать и с чем? Другой ингредиент? Другой материал? Другой процесс? Другой источник энергии? Другое расположение? Драгой цвет, звук, освещение?
7. Что можно преобразовать в техническом объекте? Какие компоненты можно взаимно заменить? Изменить модель? Изменить разбивку, разметку, планировку? Изменить последовательность операций? Транспонировать причину и эффект? Изменить скорость или теми? Изменить режим?
8. Что можно в техническом объекте перевернуть наоборот? Транспонировать положительное и отрицательное. Нельзя ли обменять местами противоположно размещенные элементы? Повернуть их задом наперед? Перевернуть низом вверх? Обменять местами? Поменять ролями? Перевернуть зажимы?
9. Какие новые комбинации элементов технического объекта возможны? Можно ли создать смесь, сплав, новый ассортимент, гарнитур? Комбинировать секции, узлы, блоки, агрегаты? Комбинировать цели? Комбинировать привлекательные признаки? Комбинировать идеи?
Метод контрольных вопросов является усовершенствованием метода проб и ошибок. В сущности, каждый вопрос является пробой (или серией проб). Составляя списки вопросов, их авторы, естественно, отбирает из изобретательского опыта наиболее сильные вопросы. Поэтому рассматриваемый метод сильнее обычного метода проб и ошибок. Но отбор без понимания внутренней механики изобретательства приводит к накоплении в списках внешних поверхностных вопросов. Поэтому область применения метода - задачи второго уровня.
Задача:
Рассмотреть этапы проектирования шариковой ручки
«Эвристическим методом».
Введение:
Какой ручкой мы пишем? Шариковой? А помните, как когда-то макали стальное перышко в чернильницу-непроливашку, выводили главные в жизни слова и не подозревали, что совсем скоро появятся шариковые ручки? Они появились, заполонили мир и стали символом прогресса. И сегодня мало кто задумывается о том, что ручка, которую мы привыкли ежедневно держать в руке, имеет свою историю протяженностью более чем 6000 лет.
Палочки и стилусы
Интересно, что прародителей современной шариковой ручки мы можем увидеть и сегодня — это палка, камень и пальцы рук. Палкой или пальцем наши предки рисовали символы на песке, а камнем — на скале.
Примерно в четвертом тысячелетии до н.э. человек начал изображать разные знаки на смоченных глиняных дощечках, используя вместо ручки деревянную или бронзовую палочку либо кость.
Тысячелетие спустя египтяне изобрели форму письма в виде иероглифов. Для их изображения на папирусе писцы использовали тонкие кисти из тростника или тростниковые ручки.
Другие статьи по теме
Датчик содержания СО
Денежные средства организации представляют собой
абсолютно ликвидные активы, хранящиеся в кассе организации и на её счетах.
В зависимости от сферы обращения денежные средства
можно разделить на две группы:
1)
наличные де ...
Расчет ректификационной колонны бензол-толуол
Для
разделения смеси жидкостей обычно прибегают к перегонке. Разделение путем
перегонки основано на различной температуре кипения отдельных веществ, входящих
в состав смеси. Так, если смесь состоит из двух компонентов, то при исп ...