Планетарные передачи
Планетарным называется механизм, состоящий из зубчатых колес, в котором геометрическая ось хотя бы одного из колес подвижна.
Простая планетарная передача (рис.4, а) содержит: za, zb — центральные колеса с внешними и внутренними зубьями, zg — сателлиты с внешними зубьями, которые зацепляются одновременно с za и zb (z — числа зубьев колес, nw — число сателлитов, здесь nw=3), h — водило, на котором расположены оси сателлитов (на рис.4 водило соединено с тихоходным валом).
Принцип работы планетарных передач: при закрепленном колесе zb (wb=0) вращение колеса za (wа) вызывает вращение сателлита zg относительно собственной оси со скоростью wg . Качение сателлита по zb перемещает его ось и вращает водило со скоростью wh .
Сателлит совершает вращение относительно водила со скоростью (wgh = wg - wh и вместе с водилом (переносное движение).
Его движения напоминают движения планет, поэтому передача называется планетарной.
Основными звеньямипланетарной передачи называют такие, которые воспринимают внешние моменты и вращаются вокруг оси водила. На рис. 4, а основные звенья — za, zb, h, т. е. два центральных колеса (2К) и водило (h), которое сокращенно обозначают 2К-h [26]. Внешние моменты: Та — на ведущем валу, Th — на ведомом (тихоходном) валу, Ть — на колесе zb, соединенном с корпусом.
Любое основное звено планетарной передачи может быть остановлено.
Дифференциальной
называют передачу, в которой все основные звенья подвижны. При этом можно суммировать движение двух звеньев на одном или раскладывать движение одного звена на два остальных.
На рис.4, в показано суммирование движений звена za (двигатель Д1) и звена zь (двигатель Д2) на водиле h. Между двигателем Д2 и колесом zb поставлена дополнительная передача z1, z2, чтобы получить необходимый вращающий момент на колесе zb (см. ниже). Такую схему применяют в системах автоматического управления.
Рис.4Планетарные передачи
На рис. 4, г показан дифференциал заднего моста автомобиля, выполненный по схеме рис. 4, а, но с коническим колесом (za, zb — два центральных колеса, h — водило, в котором размещены оси сателлитов zg). Водило получает вращение от конической передачи z1, z2. Здесь вращение водила h раскладывается между колесами za и zb обратно пропорционально моментам сопротивлений, например при повороте автомобиля. Это облегчает управление машиной и уменьшает износ покрышек. При одинаковых моментах сопротивления на колесах все зубчатые колеса дифференциала вместе с водилом вращаются как одно целое.
Планетарные передачи по сравнению с обычными
имеют преимущества: меньшие габариты и массу, так как вращающий момент передается по нескольким потокам (сателлитам). В некоторых схемах можно получить большие передаточные отношения при малом числе колес. Нужно помнить, что с увеличением передаточного числа КПД уменьшается.
К недостаткам передач можно отнести: необходимость повышенной точности изготовления, большое число подшипников качения, наличие долбяка для нарезания колес с внутренними зубьями (необходимость использования), так как долбяк меняет размеры при переточках.
Другие статьи по теме
Аппаратура спектрометрического каротажа СГК-1024
Туймазинская площадь расположена в
западной части Башкортостана и в административном отношении находится на
территории Туймазинского района РБ и Бавлинского района Республики Татарстан.
В регионально-тектоническом плане
Туймаз ...
Расчёт мощности судовой электростанции
Судовая электроэнергетическая система представляет собой
совокупность судовых электротехнических устройств, объединенных процессом
производства, преобразования и распределения электроэнергии и предназначенных
для питания суд ...